«Сделайте клон Avito, но для сферы …» или «Нам нужен маркетплейс с функциями как у OZON»
Работая на рынке заказной разработки, часто приходится сталкиваться с такими запросами.
Попытка объяснить заказчику, что разработка сервиса, ОТДАЛЕННО похожего на OZON или Avito у опытной команды может занять 1,5 - 2 года и потребовать нескольких десятков миллионов рублей последовательно вызывает все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг … ну вы помните наверняка. Ну или мое любимое возражение: "да что там делать -то — это на WordPress за месяц можно сделать".
Давайте вместе попробуем присмотреться к фактам. Я сегодня ради них даже с командой DoDO IS в переписку вступил:
Меня зовут Валерий Комягин
и это мой канал.
Пишу свое честное мнение о продуктовой разработке, развитии стартапов и управлении
IT-командами.
Звонит ооооочень старый друг. Мы закончили проект для него в 2013 году. Сложный личный кабинет для большой российской компании. Интеграции, нагрузки … все, как мы любим.
Спрашивает — не осталось ли у нас программистов, которые делали этот проект.
Оказывается, все это время ребята пользуются нашим продуктом и он, блин, работает! Вы только представьте! Мы его не обслуживаем, не трогали с 2013 года и … its alive!
Пришлось долго объяснять ему, что продукт гораздо проще переписать с нуля, чем пытаться дописать серьезные функции.
Это, кстати, частый вопрос, который бизнес всегда воспринимает “в штыки”. От слова “рефакторинг” предпринимателя бросает в дрожь. А когда речь заходит о полной модернизации … Что?! Заново платить за то, за что я уже заплатил?! Что за бред?!
Да. Платить. И вот почему:
Дописать нельзя переписывать
Почему мы отказались от проекта?
Коллега по цеху прислал вчера запрос. Крупный заказчик срочно ищет команду, которая достроит чужой «недострой».
Классическая история: выбранная команда зафакапила сроки, относилась к проекту невнимательно, дедлайн всё ближе, годичные бонусы менеджмента под угрозой.
И в целом всё хорошо — заказчик именитый, проект интересный, бюджет внушительный, стек только не совсем наш. Ну и сроки — сроки конечно горящие. То есть это уже не строительная операция, а спасательная операция — латание чужих дыр и исправление чужих ошибок. Не самая благодарная работа.
Мы отказались. Кому-то «повезёт». И таких запросов на рынке довольно много. Заказчики наверняка недоумевают — что не так: вроде бы и денег в проекте достаточно и половину работы за вас уже проделали?